Евдокимова Алефтина Николаевна
Алефтина Николаевна Евдокимова, народная артистка России, родилась 6 октября 1939 года. Окончила ВГИК (мастерская М.И.Ромма). С 1963 года – в Малом театре.
Первые же сыгранные ею роли – Лола («Украли консула!» Г.Мдивани), леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда), Клара («Доктор философии» Б.Нушича), Лена («Твой дядя Миша» Г.Мдивани) – определили Алефтину Евдокимову как актрису одарённую, редкого сценического обаяния и уникальных творческих возможностей.
Умение глубоко проникать в сущность характеров, удивительная «тёплая» красота, яркий темперамент, точная внешняя форма и большой драматический талант позволили Алефтине Николаевне сыграть на сцене Малого театра едва ли не самые трудные и интересные роли классического репертуара, среди которых Наташа («Униженные и оскорблённые» по Ф.М.Достоевскому), Лаура («Отец» А.Стриндберга), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера) и многие, многие другие. Актриса никогда не эксплуатирует свою яркую индивидуальность, не истощает дарование в самоповторах, тщательно и тонко выстраивая роли по принципу их психологической тональности. Евдокимова всегда стремится к внутренней характерности, чтобы в каждом образе найти и своё обаяние, и свои неповторимыечерты, и, несмотря на это, всегда оставаться разной. Это дало актрисе возможность сыграть такие непохожие друг на друга роли, как Маша («Касатка» А.Н.Толстого), Регина («Привидения» Г.Ибсена), Клавдия («Фальшивая монета» М.Горького), Абигайль («Стакан воды» Э.Скриба), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Сосипатра Семёновна («Красавец-мужчина» А.Н.Островского), госпожа Миллер («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Настасья Тимофеевна в спектакле «Свадьба, свадьба, свадьба!» по чеховским водевилям и другие.
Лирический талант Алефтины Николаевны Евдокимовой наиболее полно раскрывается при встрече с характерными ролями: кипение жизни переполняет её Балабаницу – весёлую, разбитную сельчанку из пьесы «Золотое руно» А.Гуляшки, привыкшую разгонять грусть-тоску озорной песней и лихой пляской. За воплощение этого образа в дни декады болгарского искусства в Москве Алефтина Евдокимова была награждена дипломом за лучшую женскую роль.
Среди других ролей современного отечественного и зарубежного репертуара следует отметить такие несомненно удачные работы Евдокимовой, как Паулина («Птицы нашей молодости» И.Друцэ), Маша («Ивушка неплакучая» М.Алексеева), Алиса Польди («Мой любимый клоун» В.Ливанова), Вера («Рядовые» А.Дударева), Клара («Дом на небесах» И.Губача), Гермина («Старый добрый ансамбль» И.Губача) и ряд других. Гаяне («Головокружение» Г.Саркисяна), Вера Васильевна («Вина» Л.Кургатникова) Мадлен Петровна ( «Агония» М.Крлежи), Гермина («Старый добрый ансамбль» И.Губача) и ряд других.
Нельзя не отметить центральные роли венценосных особ, исполненные Евдокимовой в исторических постановках Малого театра; в частности, она сыграла Александру Фёдоровну Романову («…И Аз воздам» С.Кузнецова) и Евдокию Фёдоровну Лопухину («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна). Кроме того, в текущем репертуаре Алефтины Николаевны есть ещё одна царица – Мария Фёдоровна Нагая, последняя жена Грозного, мать убиенного царевича Димитрия («Царь Борис» А.К.Толстого).
Актриса всегда находится в работе, в творческом поиске. И сегодня она с большим успехом создаёт на сцене Малого театра такие разноплановые образы, как госпожа Простакова («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Надежда Фёдоровна Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), Софья Игнатьевна Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), генеральша Кукарникова («Дети Ванюшина» С.Найдёнова), Мачеха («Золушка» по Е.Шварцу).
Служение искусству Малого театра Алефтина Евдокимова успешно сочетает с работой в кино. Она снималась в фильмах «Серебряный тренер», «Замок герцога Синей бороды», «Крах», «Чайковский», «Поцелуй Чаниты», «Версия полковника Зорина», «Продлись, продлись, очарованье», «Крик тишины», «Курьер», «Нежный возраст», «Берег его жизни», «Полынь – трава горькая», «Короли российского сыска», «Мальтийский крест», сериалах «Верёвка из песка», «Звезда эпохи», «Откричат журавли», «МосГаз» и многих других.